Делая заказ в зарубежном интернет-магазине, мы думаем, что сразу оплачиваем с помощью карты всю сумму заказа. Но на самом деле момент расплаты происходит несколько позже. В момент размещения заказа магазин отправляет в банк запрос на авторизацию суммы заказа. Получая этот запрос, банк блокирует эту сумму на счете клиента, тем самым гарантируя магазину получение денег. Баланс доступных средств на карте уменьшается на сумму заказа, но при этом деньги еще не списаны окончательно. Срок блокировки зависит от банка, но обычно не превышает 30 дней.
Если в этот момент зайти в интернет-банк и посмотреть выписку по счету, то такие авторизованные транзакции обычно отличаются от завершенных полностью. Их выделяют цветом или курсивом. На рисунке вторая операция - это авторизация денег.
Если нажать на эту операцию, то можно увидеть ее статус - "Не завершено".
Далее магазин собирает заказ и отправляет его получателю. Сборка и отправка заказа может занять несколько дней. При этом не все вещи могут оказаться на складе. Магазин может отправить заказ частично или разбить его на несколько посылок.
После отправки всего заказа или его части магазин посылает запрос в банк на окончательное списание суммы за отправленные вещи. Если каких-то вещей не оказалось, сумма в запросе будет меньше. Банк, получив запрос, сопоставляет его с имеющимися блокировками, находит нужную и окончательно списывает средства с карты. В этот момент транзакция становится полностью завершенной.
Двойные списания
В какой момент возникают двойные списания средств? Как правило, это происходит при ошибке банка. Банк по какой-то причине может не понять, что второй запрос из магазина на списание окончательной суммы относится к первой транзакции и проведет её еще раз.
Дальше произойдет следующее, при истечении срока блокировки первая сумма автоматически вернётся на счёт.
Также бывает, что банк сопоставил транзакции верно, но при этом всё равно прислал второе СМС-сообщение о списании одной и той же суммы. Для проверки достаточно просто посмотреть выписку, если в ней только одна транзакция, то сумма была списана единожды.
Как поступить при подозрении о двойном списании
1. Первым делом надо посмотреть выписку в интернет-банке - сколько там транзакций и в каком они статусе?
2. Если транзакций две и одна из них авторизована, а другая проведена окончательно, то достаточно просто выждать время и заблокированные деньги вернутся сами в срок до 30 дней. Если деньги нужны срочно, то можно попробовать обратиться в магазин, чтобы он снял блокировку или написать заявление в банк. На деле немногие магазины отправляют запросы на отмену блокировки.
3.Если транзакций действительно две, и обе списаны окончательно, то нужно обращаться в службу поддержки магазина. Деньги после проверки обязательно вернут.