Набивные индийские ткани широко использовались для обивки мебели, декора интерьеров, пошива домашней и летней одежды. Однако их стоимость была очень высока, поэтому в некоторых районах Франции привозные гладкие хлопчатобумажные ткани стали самостоятельно красить и набивать на них рисунок, копируя восточные образцы.
Поначалу процесс набивки повторял индийский: форму с вырезанным узором, покрытую краской, прижимали к ткани, мелкие детали добавляли вручную кистью.
Позднее количество штампов увеличилось до трех-четырех, что позволяло создавать многоцветные рисунки. В 1681 году государственный деятель Жан-Батист Кольбер издал указ о запрещении производства набивных тканей, поскольку более дешевые французские хлопковые и льняные «набивки» стали конкурировать с французскими же шерстяными и шелковыми тканями.
Французская революция 1789 года привнесла серьезные изменения в эстетику моды: излюбленным материалом стал уже не утонченный шелк, а неприхотливый хлопок.
Неформальный гимн ситцу прозвучал в фильме 1979 года «Москва слезам не верит». Поэт Юрий Левитанский нашел потрясающий образ для неискоренимого желания быть по- настоящему живыми, а Сергей Никитин положил эти стихи на музыку:
-Что же из этого следует?
- Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца.
- Вы полагаете, все это будет носиться?
- Я полагаю, что все это следует шить!!
В советское время ситцевые платья обрели всенародную популярность, так как пошить их было относительно просто, а магазины разнообразием одежды не радовали, но ситцевые отрезы приобрести было можно практически всегда. Легкое летнее ситцевое платье всегда останется запоминающимся образом наших мам и бабушек в ту ушедшую советскую эпоху.
Фото платьев из ситца (эпоха СССР)