Стала появляться статистика из сектора МСБ за первые три месяца 2025 года, пишет финансовый портал PLUSworld со ссылкой на ИТ-компанию «Эвотор». Так, средняя выручка составила 9%, однако рост обеспечила инфляция, потребительский же спрос снизился во многих направлениях, которые раньше демонстрировали позитивную динамику.
Например, кофейни, пивные магазины, фэшн-ретейл ощутили снижение спроса, в то время как ранее проседавшие кафе и пекарни, напротив, увеличили клиентскую базу и выручку.
К сожалению, в малом мебельном и DIY-бизнесе тоже зафиксировали просадки. В магазинах для ремонта и строительства ситуация лучше — число покупок выросло на 2%, а обороты на 7%. Это частично подтверждает раннюю информацию о том, что люди делают ремонт, несмотря на подорожание материалов.
А вот количество покупок мебели сократилось на 3%, а выручка оказалась выше прошлогодней только на 1%.
Помимо потребительского поведения, ограничивать малый бизнес продолжают высокие процентные ставки по кредитам. Как уточнил «Коммерсант», индикатор кредитной активности МСБ в марте 2025 года упал до минимума с «пандемической» осени 2020 года.
Незначительно увеличилось количество инвестиций, на 1 п. п., составив 57 пунктов, как в декабре 2024 года. Сложнее всего дела в этом отношении обстоят у производств, потому что им для реализации проектов требуется больше средств. Тем не менее, в некоторых регионах, например, в Московской области или в Краснодарском крае, отмечается высокое разнообразие мер поддержки.
Как уточнил «Коммерсант», даже с учётом всех осложняющих факторов малый бизнес «сдержанно оптимистичен», об этом свидетельствует индекс деловой активности МСБ (RSBI).