Такой прогноз сделали аналитики «Альфа-Банка» в докладе «Российский ретейл и e-com 2025». В работе сказано, что развитие интернет-торговли в России замедлится, и отчасти это произойдёт именно из-за категории товаров неповседневного спроса.
Эксперты предполагают, что потребители начнут более сдержанно подходить к крупным и дорогостоящим покупкам онлайн — время импульсивных покупок подходит к концу. Поэтому, возможно, некоторые маркетплейсы поздно ввели функцию самоограничения покупок.
В качестве причин аналитики назвали не только очевидный рост цен и высокую закредитованность населения, но и насыщение отложенного спроса. Если подумать и «примерить» ситуацию к мебельной нише, то не зря самыми удачными для отраслевиков были 2023 и начало 2024 года (влияла ещё работающая льготная ипотека, желание после сложного 2022 года инвестировать в материальные активы).
Предполагается, что определённое влияние будет оказывать также и информационный фон с новостями о курсе валют и подорожавшем импорте конечной продукции или комплектующих для её производства.
Также авторы исследования заметили, что сезонная зависимость от продукции «длительного пользования» станет ещё слабее, что также приведёт к сглаживанию пиков продаж.
Это также спровоцирует ещё большее сокращение среднего сегмента, который будет переходить в премиум или в эконом. Кроме того, будет усиливаться бизнес-модель C2C, где потребители будут покупать товары друг у друга. Особенно актуально это будет как раз для ниши дорогостоящих товаров. А чтобы снизить «стресс» от невозможности купить новое дорогое изделие, потребители будут заменять это покупкой аксессуаров.
Остаточная активность может сохраниться благодаря сервисам отложенных покупок типа BNPL. Но это продержится ровно до момента ужесточения контроля над этим инструментом. Как мы писали ранее, законодатели хотят приравнять механизм к кредитам.
Маркетплейсы всё ещё останутся драйвером рынка за счёт активности регионов, но прирост селлеров (как и клиентской базы) замедлится. Компенсировать это будут изменённые и закрепившиеся потребительские привычки — потребители будут всё чаще покупать на платформах то, что раньше покупали офлайн.